Статьи On-line опросы История Газета
УВАЖАЕМЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ САЙТА! Если вы еврей по Галахе, обязательно прочтите это напоминание!       Внимание! Добро пожаловать на Форум Бориса Бердичевского!
Объединение правых сил Негева

Объединение правых сил

Главная
To HEBREW site
To ENGLISH site
Экономический трансфер
Форум -- действует!

Сионизм и религиозная революция рава Кука
Пинхас Полонский
pinchas<ЭТ>machanaim.org

К выходу в свет в издательстве "Маханаим" книги "Рав Кук -- каббала и новый этап в развитии иудаизма"
"Еврейский камертон", 14 июня 2007

Рав Авраам-Ицхак Кук (1865 г., Двинск - 1935, Иерусалим) является, вероятно, одним из самых выдающихся еврейских религиозных авторитетов XX века. Каббалист, объединивший в своем учении идеи Виленского Гаона и наследие хасидизма, он был избран Главным раввином сионистского движения, а затем подмандатной Палестины (1904-1935 гг.) и являлся создателем философии религиозного сионизма -- течения, символом которого стала "вязаная кипа" и к которому принадлежат сегодня более половины религиозных ортодоксов в Израиле. Его учение привлекает к себе огромное внимание всего еврейского интеллектуального мира, поскольку все ощущают, что подход, разработанный равом Куком, был новым этапом в иудаизме, новым словом в его развитии. Спецификой религиозной революции рава Кука является то, что она полностью сохраняет ортодоксальный иудаизм, находится в его рамках. Эта революция представляет собой "ортодоксальную модернизацию". Что это означает? Все детали остаются на месте, но смысл меняется - или, скорее, проясняется.

Тысячелетия евреи полагали, что иудаизм занимается только сугубо "религиозной областью жизни" и что такие вещи, как наука, литература, искусство, государство и прочая "светская жизнь" не является сущностной частью иудаизма. Рав Кук показал нам, что вся стена, все мироздание, вся культура и цивилизация есть единое целое, которое должно быть осмысленно на религиозном уровне. Он расширил иудаизм до размеров цивилизации -- причем не только "еврейской цивилизации", но до размеров цивилизации всего человечества вообще.

Каковы главные характеристики монотеистической религиозности? Что такое вообще монотеизм, есть ли фундаментальная разница в том, что Б-г -- один (а не два и не три...), и вообще: почему переход к монотеизму так сильно продвинул человечество? Очевидно, что суть религии как монотеизма -- и кардинальное отличие от идолопоклонства -- далеко не только в том, что Б-г один.

Дело в том, что в любой системе идолопоклонства тоже есть единая высшая сила, но она всегда представляет собой безличностный закон: для древних греков -- это Рок, для буддистов -- это закон Кармы, для китайцев -- это закон Неба и т.п. Зевс, например, вовсе не был высшим божеством греческой мифологии, он отнюдь не всесилен. Высшим был Рок, который, тотально властвует надо всем, и никто не может быть сильнее него. Почему же греки не молились Року, а молились Зевсу? Потому что Рок -- это не субъект, не личность, он не разговаривает с нами и не откликается на обращение, это бездушный закон природы. Поэтому молиться -- то есть обращаться к нему -- бессмысленно, и остается молиться Зевсу, который, хотя и стоит ниже Рока, но входит с людьми в диалог. Подобная же логика присутствует в любой другой системе идолопоклонства.

Но если Высшая мировая сила, как это воспринимается идолопоклонником, есть безличностный, безразличный к человеку закон природы, то общего цельного смысла в мире нет и не может быть. Все это порождает глобально пессимистический подход к жизни.

Центральная же идея монотеизма -- это идея того, что Б-г (то есть Высшая Сила, создавшая мир и его законы, и полностью властвующая над мирозданием) создал человека по Своему образу и подобию. Личность есть образ Б-га, а вся наша жизнь -- это диалог между человеком и Б-гом. Все, что мы делаем и утверждаем, все наши решения и поступки -- они и есть те слова, которые мы говорим Б-гу; а все, что с нами происходит -- это ответное слово Б-га по отношению к нам.

А раз Б-г создал человека, то Он любит его; и поэтому центральными заповедями для человека (а они таковы и в иудаизме, и в христианстве) становится любовь к Б-гу и любовь к ближнему.

Любовь к Б-гу и любовь к ближнему есть две стороны одной концепции; и любовь к Б-гу можно измерить по степени любви к ближнему, образу и подобию Б-га (можно даже сказать, что критерием уровня духовности общества является то, в какой степени в этом обществе к человеку относятся как к "образу Б-га", уважая его личность, достоинство и свободу).

И раз Б-г создал человека по своему подобию, то Он относится к человеку как к Своему сыну (то есть каждый из нас -- "Сын Б-га"), и Б-г стремится к тому, чтобы продвинуть человека. А это значит, что в целом мир осмыслен, в нем в целом есть и будет продвижение к добру. Любовь Б-га к человеку создает смысл, и поэтому монотеизм -- это фундаментально оптимистическая концепция.

Все эти центральные идеи иудаизма распространились через христианство на большую часть человечества, они легли в основу западной цивилизации. Распространение этих идей в человечестве продолжается именно потому, что они дают жизни смысл.

Что внес в эту концепцию рав Кук? Он объясняет, что в вопросе понимания жизни как диалога с Б-гом в иудаизме имеется не одна, а две центральные идеи. Первая -- это изложенная выше идея индивидуального диалога человека с Б-гом; а вторая идея -- это общенациональный диалог человека с Б-гом, то есть то же самое, но на уровне не только индивидуума, но и народа. Иными словами, народ, как единое целое во всех своих поколениях, тоже является личностью, народ имеет свободу выбора, может поступать хорошо или плохо, может действовать -- и его решения и действия это то слово, которое народ хочет сказать Б-гу, а то, что происходит с народом, есть то, что Б-г хочет ему сказать. И если в индивидуальном случае диалог развивается в рамках индивидуальной биографии, то в общенациональном плане диалог разворачивается в течении столетий национальной истории.

И поскольку диалог с Б-гом это, прежде всего, не наши слова и не наши молитвы, но наши действия, -- то для того, чтобы народ мог войти в полноценный диалог с Б-гом, народу требуется возможность действовать как единое целое. А для этого нужен национальный организм, национальное тело, та или иная форма государства, без которого диалог не может быть полноценным (точно так же как если душа человека не имеет телесной оболочки, она не может вести с Б-гом полноценный диалог, так как не может принимать решения и действовать.)

В применении к еврейскому народу из этого следует, что сионизм и создание Государства Израиль возвращают еврейский народ в рамки полноценного общенационального диалога с Б-гом. Главное религиозное значение Государства Израиль не в том, что в Израиле соблюдается Шабат и кашрут (хотя и это, конечно, тоже важно), -- а в том, что само создание государства заставляет еврейский народ принимать решения и действовать как единое целое, и зтим оживляется наш общенациональный диалог с Б-гом. Общенациональные действия создают общенациональную ответственность; и это не только продвигает народ и воспитывает его, но и дает возможность осознать "общенациональный уровень монотеизма" для того, чтобы дальше передавать его человечеству.

Рав Кук объясняет, что соотношения идей индивидуального и общенационального диалога с Б-гом изменялось в ходе четырехтысячелетней истории еврейского народа. В начале, в эпоху праотцев и дарования Торы, были заложены обе эти идеи; и во времена ТАНАХа (до V века до н.э.) эти оба вида диалога проявляются и развиваются. Но все человечество в целом не могло воспринять сразу оба эти уровня диалога, оно еще не было готово к этому. Поэтому во времена Второго Храма осознание индивидуального диалога сохраняется в еврейской культуре, а чувство общенационального диалога с Б-гом постепенно разрушается. Так что к концу этой эпохи оно почти совершенно исчезает (вследствие чего и распадается еврейское государство). Именно в этот момент из иудаизма исходит христианство, которое несет человечеству идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Б-гом, и оно начинает распространять еврейские идеи по человечеству. Далее к этой работе подключается ислам, который несет идеи монотеизма другой части человечества. Еврейский же народ, уйдя в изгнание и рассеяние, почти полностью теряет уровень общенационального диалога с Б-гом и концентрируется на исправлении себя на индивидуальном уровне.

Потеря общенационального уровня диалога является также и причиной, по которой в эпоху диаспоры, с III по XIX века, более полутора тысячелетий, еврейский народ не мог внести кардинальный вклад в мировую цивилизацию, который был бы сравним с нашим вкладом в цивилизацию во времена нашей национальной жизни в Стране Израиля с XIV века до новой эры по II век новой эры -- вклад, выразившийся в создании ТАНАХа, заложившего все духовные основы западной культуры.

В наше время, по мнению рава Кука, эти процессы подошли к своему завершению, то есть человечество постепенно переварило идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Б-гом. Это стало понятным для человечества в целом, а евреи за это время исправили себя на индивидуальном уровне. Пришла пора, говорит рав Кук, начать передавать человечеству вторую порцию Божественного света. Для того, чтобы это стало возможным, и возникает сионизм, он строит Государство Израиль, и еврейский народ снова попадает в ситуацию общенационального диалога с Б-гом. И хотя сионизм этого совершенно не планировал, несмотря на то, что еврейский народ, по крайней мере на сознательном уровне, зачастую не хочет этого -- он вынужден (то есть наличие Государства Израиль и то, что с ним происходит, заставляет его) начать вести и постепенно осознавать этот диалог с Б-гом, чтобы затем передать его человечеству. В этом будет проявляться дальнейшая реализация еврейской миссии (или, что то же самое, еврейской избранности), -- которая, как нам формулирует ее пророк Исайя, состоит в том, чтобы быть "светочем для народов мира", продвигать человечество.

Что дает эта идея? Прежде всего, "сакрализацию историй", понимание истории как религиозного процесса. Без этой концепции невозможно полноценное понимание праздников Хануки и Пурима, как и причин отсутствия подобных праздников в культуре всех христианских народов, и вообще причины почти полного невнимания христианских религиозных мыслителей к национальной истории их обственных народов.

Этот подход дает нам также совершенно новую перспективу понимания многих современных еврейских религиозных проблем. Например, почти вся Галаха, которая находится в Талмуде и "Шулхан арухе", сформировалась после потери государственности, в период отсутствия общенационального диалога, и поэтому все ндивидуальные заповеди рассмотрены в ней весьма подробно, а заповеди общенациональные не рассмотрены почти совсем. Соответственно, по общенациональным заповедям у нас почти совсем отсутствует Галаха, и нам приходится сейчас ее разрабатывать по ходу жизни Государства Израиль. Понимание существования общенациональных заповедей значительно меняет перспективу множества аспектов еврейской жизни, но ввиду краткости статьи мы не будем здесь разбирать эти вопросы подробно.

Перейдем к рассмотрению второй из центральных концепций рава Кука -- "продолжающегося Откровения", которая является в каком-то смысле еще более радикальной, так как она меняет саму схему нашего понимания религии.

Если Б-г ведет диалог с народом как с единым целым, и тем более со всем человечеством (а не только отдельные диалоги с каждым индивидуумом), то это один общий диалог на всем протяжении истории народа, длящийся во всех его поколениях. И если это действительно живой диалог, то в этом диалоге Б-г должен продолжать говорить что-то, что будет новым для всего народа, что раньше не было открыто людям. В индивидуальном диалоге открывается новое для индивидуума, в общенациональном -- новое для всего мира. Иными словами, из идеи общенационального диалога естественным образом следует концепция продолжающегося Откровения, идущего в самом ходе исторического процесса. Для этого Откровения совсем не обязательны чудеса или пророки; Б-г говорит с нами в самом ходе истории, в ходе развития цивилизации, через то, что происходит с народом и с человечеством.

Но если мы рассматриваем ход истории, развитие культуры и цивилизации как продолжающееся Божественное Откровение -- то это означает, что у нас есть не один источник Откровения (как мы обычно считается в религии), а два. Первый источник Откровения -- это исходное раскрытие Божественности, происходящее при возникновении религии -- при праотцах, и даровании Торы на горе Синай; и содержание этого Откровения передается нам через традицию. Но кроме этого "исходного Откровения" есть еще и "текущее" продолжающееся Откровение. Б-г не "устранился" из истории, Он продолжает говорить с еврейским народом и человечеством; и это Откровение проявляется в ходе развития всех аспектов культуры, науки, этики, общества, социума и государства. Таким образом, это развитие не только имеет духовную ценность, но и более того -- содержит в себе Откровение; и поэтому мы должны постоянно стараться понять, что именно Б-г хочет сказать нам.

При этом, разумеется, мы не можем отбросить ничего из исходного Откровения -- ведь оно представляет собой слово Б-га, а Божественное Слово не отменяемо. Но мы также не можем отвернуться от продолжающегося Откровения, раздающегося в ходе истории, -- ведь мы, как религиозные люди, не хотим пренебречь тем, что Б-г хочет нам сказать.

Поэтому мы должны полностью сохранить все аспекты религии (= ортодоксальность), и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире (= модернизм), и стараться интегрировать исходное Откровение с продолжающимся Откровением (= ортодоксальный модернизм).

Суметь интегрировать эти два вида откровения так, чтобы не потерять ни того, ни другого -- необычайно сложная и творческая задача, ввиду которой творческий импульс (а творчество, наверное, есть самый Божественный аспект человека как "образа и подобия Б-га", и не случайно первое описание Б-га, которое дает нам Тора в самом начале книги Бытия, это "Б-г как Творец") -- инсталлируется в самую сердцевину религиозного мироощущения.

Концепция постоянно продолжающегося Откровения и необходимость интегрировать исходное и продолжающееся Откровения -- это совершенно новая и революционная концепция, которую мы не встречаем ни в одной другой религиозной схеме. Рав Кук обосновывает эту концепцию на классических идеях Каббалы, и мы можем встретить некоторые ее элементы еще у еврейских авторов предыдущих веков и даже в мидрашах эпохи Талмуда, но до рава Кука никто не формулировал ее столь явно. До рава Кука нет явного осознания того, что ход истории, ход развития цивилизации, науки, культуры -- это диалог Б-га с человечеством, постоянно несущий нам религиозное новое и требующий обновления религии.

Эта концепция меняет даже саму парадигму религии (= способы нашего взаимодействия с религией). А именно: мы обычно воспринимаем религию как некую данность, наше отношение к которой варьируется в пространстве понятий "изучения" и "принятия". Никому из нас обычно не приходит в голову, что можно, оставаясь ортодоксальным, эту религию продолжать и развивать.

Концепция продолжающегося Откровения, меняя парадигму религии, открывает путь к ней для тех, кого "душит" статичность классической религиозной формы. Эта концепция, находя творчеству место в самой сердцевине религии, "снимает нестыковку" между нашим интуитивным ощущением Божественности творчества и нашим ненахождением этого параметра в религии в ее обычной форме.

Рав Кук не только декларирует необходимость ортодоксальной модернизации, он также дает схему этой модернизации и разрабатывает ее механизм. Это процесс развития иудаизма путем "извлечения искр Божественного света из современных нерелигиозных идеологий".

Более того: рав Кук даже описывает программу развития иудаизма на ближайший исторический период -- порядка пары столетий. Подобное -- разработка программы развития религии -- является, действительно, совершенно уникальным.

Поскольку со времени рава Кука прошло уже около ста лет, мы можем посмотреть, какая часть провозглашенной им программы уже выполнена, оценить достижения и недостатки, в чем-то подкорректировать понимание путей развития иудаизма в наше время и продолжить его реализацию. Этим, по сути, и занимается религиозно-сионистское движение в современном Израиле.

Еще одним важным компонентом религиозной революции рава Кука является его принципиально новый подход к проблеме соотношения вечности и бренности, -- или, в другой формулировке -- проблеме соотношения святого и будничного, "религиозного" и "светского".

Эта проблема тянется через всю историю религии, и между этими аспектами жизни всегда есть "напряженность", доходящая в некоторых религиозных и социальных концепциях до антагонистического противоречия.

В классических формах религии мы обычно находим два варианта понимания соотношений "бренности" и "вечности", условно говоря, "спиритуализм" и "реализм". "Спиритуалистическая" концепция вообще не видит в "бренности" никакой религиозной ценности, а иногда и "презирает" ее. Более умеренный "реалистический" подход говорит: "Этот Мир, бренность, необходим, но только лишь как предисловие к Будущему Миру вечности. Путь в пиршественную залу "Будущего Мира" проходит только через коридор этого Мира". Иными словами, при таком взгляде этот мир -- позитивен и необходим, но необходим только технически, как "коридор", а не сущностно.

Иудаизм обычно критикует первый подход (хотя у некоторых мистически настроенных еврейских авторов можно встретить определенную симпатию к нему) и в целом декларирует второй подход.

В любом случае, вечность и бренность воспринимаются обычно как конкурирующие аспекты мироздания; рав Кук же выдвинул совершенно новую концепцию их соотношения, весьма необычную для наших классических представлений об ортодоксальном иудаизме.

Рав Кук утверждает "полное единство мироздания" -- в том смысле, в частности, что бренность есть интегральная часть вечности. Более того: вечность неполна без этой бренности; без полноценной бренности не может быть полноценной вечности. И если мы переведем эту фразу с языка теологии на язык социологии, то она будет звучать так: без полноценной светскости нет полноценной религиозности. Нельзя достичь полноты святости без полноты будничности, полноты религиозной жизни без полноты жизни светской.

В частности, р. Кук утверждает, что если человек не имеет достаточно широкого общего светского образования, то он также и не в состоянии глубоко понять религию. Более того, это верно и на общенациональном уровне: если народ не живет полноценной "светской" жизнью, то его духовность тоже будет ущербна. И, в частности, пока еврейский народ не построил полноценное светское государство, он не может обрести полноценную духовность (и поэтому сионизм столь жизненно важен для развития полноценного иудаизма).

Подход рава Кука -- это ощущение и провозглашение фундаментального единства мира. Поскольку весь мир создан Б-гом, то он божественно целен; и поэтому если мы обрубаем какую-то часть мира, мы обрубаем часть Божественности и этим наносим ущерб свой религиозности. Такой подход, в основе своей мистический (поскольку и вообще все учение рава Кука построено на Каббале) -- является не "потусторонней", а "посюсторонней" мистикой. Наше продвижение, как и продвижение мироздания к Б-гу, должно идти по широкому фронту всех миров, и Этого и Будущего, и Бренности, и Вечности.

Следствием из этой позиции рава Кука является совершенно иное, чем привычное для ортодоксальной религии отношение к развитию науки, искусства и светской культуре вообще, к развитию социальных и политико-государственных форм жизни. Во всех этих областях рав Кук считал, что это развитие не только не противоречит религии, но наоборот, помогает ее продвижению!

Каждый из этих аспектов заслуживает подробного рассмотрения и является уже сам по себе революционным; но такое рассмотрение выходит за рамки данной ограниченной по объему статьи, и поэтому мы дадим ниже только несколько ссылок на отрывки посвященные этой теме из книги рава Кука "Арфилей Топар", переведенных и прокомментированных в главе D-1 нашего издания.

1. Р. Кук утверждал позитивное влияние современного развития науки на повышение уровня духовности. Более того, он объяснял отход евреев от религии в конце ХIХ -- начале XX веков тем, что духовность общества ушла вперед, а уровень осмысления и преподавания иудаизма стал отставать от нее. Соответственно, путь возвращения еврейского народа к его религии пролегает не через "отказ от современных веяний" (как считали многие другие религиозные авторитеты начала XX века), а через то, что религия поднимется на ту необходимую планку духовности, которую установила современная интеллектуальная мысль. Перевод и анализ отрывка из работы рава Кука, обсуждающий этот аспект, приведен в книге на стр. 416.

2. Позитивное влияние современного развития светской литературы и искусства на духовность, что необходимо для развития религии (стр. 449).

3. Религиозно позитивное восприятие развития цивилизации, даже ее материально-технической стороны (стр. 423).

4. Необходимость широкой светской образованности для правильного религиозного развития (стр. 453).

5. Положительное, в конечном счете, влияние атеизма для развития религии (стр. 440 и 478).

Еще рав Ц.-Г.Калишер, провозвестник идеи религиозного сионизма (1860 год) рассматривал создание еврейского государства как начальную стадию мессианского процесса. Тем самым уже в его подходе концепция Машиаха становится не только эсхатологической, но и возвращается в рамки текущей истории. Но в учении рава Кука проблема соотношения реального "светского" сионистского движения и мессианского процесса получает гораздо более широкую разработку.

Анализируя стих из пророка Иеремии "Машиах -- дыхание уст наших...", рав Кук разрабатывает концепцию, согласно которой, приход Машиаха -- это не "вмешательство извне", а наше собственное продвижение (стр. 481).

Как уже отмечалось выше, весь подход рава Кука базируется на Каббале, причем на новом уровне ее осмысления и изложения.

Каббала рава Кука -- это каббала диалога Б-га с еврейским народом. Поэтому он, в частности, рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает "социологическую проекцию" Каббалы); и, во-вторых, рассматривает нас самих не как "исходно пустые сосуды, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху", но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я - Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего Я, человек и народ обретают свой смысл жизни.

Подробному обсуждению особенностей каббалы рава Кука и ее отличию от других подходов к Каббале, распространенных в наше время, посвящена книга, готовящаяся к печати.

© 2004-2016 Borisba.com server


These pages have been accessed   309639   times.